Заказать звонок
Проверить заказ

Проблемы клининга в России

15.04.2013

Одна из особенностей клининговой отрасли рынка – равные условия для всех участников. Небольшие компании могут без особых проблем играть наравне со своими более крупными соперниками. Причина заключается в том, что для клиента в первую очередь важно качество работы и возможность фирмы немедленно заняться его заказом. Однако эта же особенность рынка приводит к тому, что проблемы клининга в России являются общими для малых, средних и крупных предприятий.

Из истории возникновения клининга как отдельной отрасли

За более чем вековое существование европейский клининг ушел далеко вперед
За более чем вековое существование европейский клининг ушел далеко вперед

В то время в большинстве развитых стран мира клининг как самостоятельная отрасль рынка существует уже более сотни лет, в России он возник лишь в 90-х годах. Первые компании предоставляли лишь простейшие услуги по разовой уборке помещений. Проблема заключалась в практически полном отсутствии заказов, персонала и возможностей для обучения. Поэтому неудивительно, что в начале 90-х годов клининговым компаниям приходилось чуть ли не драться за заказы.

Почему так происходило? Потому что существовавшие в то время компании даже не пытались поддерживать свой статус и предпочитали пользоваться дешевой наемной силой. Понятно, что качество такой работы оставляло желать лучшего. Клининговые фирмы, в основном, работали в жилом секторе. Они осуществляли химчистку жилых помещений, ковров, мебели, мытье окон и фасадов. Ну а понимание необходимости статусной поддержки своего предприятия пришло к владельцам компаний лишь в 94 году, который стал золотым для клининговых фирм.

Правда, расцвет клининга не остался незамеченным для большинства предпринимателей, так что уже через 2 года рынок наводнили компании, предоставляющие соответствующие услуги. Качество этих услуг варьировалось от очень высокого до крайне низкого. Именно в то время большинство крупных компаний выбрало промышленно-коммерческую специализацию. Чистка жилых помещений осталась за средними и небольшими предприятиями.

Современный клининговый рынок

Клининг в Европе уже давно перешел на качественно новый уровень. Общепризнанный лидер отрасли – Германия. Чтобы работать в немецкой клининговой компании, нужно получить сначала базовое профессиональное образование (3 года учебы), а потом специальное профессиональное (еще 2 года учебы). После этого зарплата специалиста будет составлять порядка 2-3 тысяч евро в месяц. Такой подход позволяет не только отсекать плохих работников, но и давать возможность получать достойный доход.

Сегодня рынок развивается лишь немного менее стремительно, чем в середине 90-х годов. Годовой рост отрасли составляет 35%. Более половины сегмента занимает обслуживание коммерческой недвижимости, объединяющий в себе и офисный, и развлекательный, и гостиничный, и промышленный клининг. Первое место по объему заказов занимают офисы – около 40%. С небольшим отставанием (38%) идут промышленные помещения. Оставшийся объем занимают торговые залы, гостиницы, помещения развлекательной индустрии, медицинские учреждения (как правило, частные клиники), выставочные и бизнес-центры.

Фирм, предлагающих клининговые услуги самого разного качества, очень много – в одной только Московской области их более 400. И это только зарегистрированные предприятия – а сколько частных «контор» осуществляет чистку помещений, салонов автомобилей, мебели и ковров, посчитать вообще невозможно. К сожалению, при таком «ассортименте» клиенты часто выбирают не наиболее надежные, а самые разрекламированные компании. Поэтому столь остро сейчас стоит проблема качества услуг.

Качество услуг

Самая очевидная проблема, которая возникает на большинстве рынков. Причина – развитие интернет-маркетинга. Зачастую руководство ненадежных клининговых компаний считает, что дешевле заказать продвижение своего сайта в топ поисковых систем, чем потратить деньги на обучение персонала, улучшение технического оснащения и повышение качества обслуживания. Поэтому доверять стоит исключительно надежным, зарекомендовавшим себя фирмам.

Конкуренция

Низкий порог вхождения в бизнес не гарантирует новичкам легкого успеха
Низкий порог вхождения в бизнес не гарантирует новичкам легкого успеха

Еще одна проблема – низкий порог вхождения в бизнес. На открытие собственного клинингового предприятия требуется от 10 до 100 тысяч долларов. Из-за этого ежегодно открывается около десятка новых компаний. Однако клининговый сегмент имеет очень четкое региональное разделение, а потому крупные города и области поделены на зоны влияния между крупнейшими игроками, которые могут позволить себе демпинговать (т.е. искусственно снижать цены на свои услуги), не становясь при этом банкротами. Новички прогорают, а «старожилы» продолжают работу. Но демпинг не проходит бесследно даже для самых крупных компаний. Поэтому возникает проблема дохода.

Доход

Средний доход компании в клининговом сегменте составляет около 10%. При активном демпинге прибыль может снизиться, и весьма значительно. Качество услуг страдает, уровень и количество персонала становятся ниже. Все это в общем отражается на компании крайне негативно.

Отсутствие поддержки со стороны правительства и администрации

Сейчас администрацией крупных городов активно поощряется открытие иностранными клининговыми фирмами представительств в нашей стране, в то время как политика разумного протекционизма позволила бы получить тот же уровень услуг за меньшие деньги.

Читайте также на нашем сайте про особенности химчистки кожаного салона автомобиля.

Вернуться